Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей старшего
дошкольного возраста Нередко родителей тревожит появление у
детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а
часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг
становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего
психо-эмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в
которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое
правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами
саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в
других ему должны помочь родители или взрослые. Автор научила этим методам
огромное количество детей, и они успешно ими пользуются. Ребенок много может
сам, родители способны понять и успокоить его. Вот и успокойте! «Сбрось усталость» (для детей с 5
лет, авторское) «Встань, расставь
широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки,
расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в
стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом.
Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще». «Ты –лев!» (для детей с 5
лет, авторское) «Закрой глаза,
представь льва – царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного
и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у
него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!» «Возьмите себя в руки» (для детей с 5
лет, авторское) Ребенку говорят: «Как
только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то
кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями
локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека». «Замри» (для детей с 5 лет,
авторское)
«Если ты расшалился и
тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают
другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть
с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно». «Гора с плеч» (для детей с 6
лет) Когда ты очень устал, тебе тяжело,
хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко
расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это
упражнение 5 – 6 раз, и тебе сразу станет легче. «Портрет» (для детей с 6
лет) Ребенок садится напротив взрослого.
Взрослый – художник. Все остальные краски: синий, белый, красный, желтый,
зеленый и другие цвета. «Сейчас я буду рисовать портрет». Художник прикасается
рукой к овалу лица и говорит: «Сейчас я нарисую лицо». «Какую форму рисовать?»
– спрашивает он у ребенка, такую же, больше, меньше?» Ребенок отвечает. «Какие
будут глазки – большие, маленькие или оставим, какие есть?» При этом он обводит
контур глаз. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Если есть такая
краска, художник прикасается к ней своей кистью (к участнику, выбравшему этот
цвет) и переносит цвет на лицо ребенка. Затем в таком же порядке рисуются
брови, нос, щеки, губы, уши, волосы. Постарайтесь «смешать» краски и перенести
на ребенка частичку каждого участника упражнения. В конце все любуются
портретом, говорят, как он хорош. Замечание: Упорное нежелание ребенком «сохранить» свое собственное лицо и стремление
многое в нем изменить говорит о том, что ребенок недоволен собой, хочет
измениться. «Сломанная кукла» (для детей с 6
лет)
«Иногда игрушки ломаются, но им можно
помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею,
руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, потряси всеми
разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки –
медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и
закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и выпрями
ноги. Все – куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят
играть!»
Памятка для родителей МЕТОД БЫСТРОГО СНЯТИЯ СИЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ Этот метод включает в
себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных
мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование
сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления.
Противопоказаниями для выполнения отдельных упражнений по расслаблению является
патология соответствующих органов, болезни костно-мышечной системы. С
целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов
саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Сосулька», «Муха»,
«Лимон», «Воздушный шар» и др. Упражнение «Муха»Цель: снятие
напряжения с лицевой мускулатуры. Сядьте удобно: руки
свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно
представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на
рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое
насекомое. Упражнение «Лимон»Цель: управление состоянием
мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и
голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой
руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не
почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения.
Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите
упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните
упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием
покоя. Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)Цель: управление
состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька
или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите
в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного
тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем
мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии
расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального
психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу. Упражнение «Воздушный шар»
Цель: управление состоянием
мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте,
что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2
минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось
небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно
расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д.
Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до
достижения оптимального психоэмоционального состояния.
И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30
приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального
напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед
ответственными выступлениями.
|