Понедельник, 21.10.2019, 08:23
Детский сад № 111
"Серебряное копытце"

 
Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031


 


Меню сайта

Методическая разработка

«Профилактика нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с общим         недоразвитием речи-III уровня»

Автор-составитель: учитель-логопед, Тебенькова Лада Владимировна

Предлагаемая методическая разработка может быть использована  на занятиях  по развитию речи. Данная работа  адресована учителям- логопедам, воспитателям МОУ, родителям детей с общим недоразвитием речи

 ВВЕДЕНИЕ

В последние годы акцент исследований в детской логопедии сместился в сторону более раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы.

Актуальностью проблемы является реальная возможность проведения коррекции несформированных компонентов в развитии ребенка в дошкольном возрасте, используя в полной мере потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции. Эффективно коррегировать темп психоречевого развития ребенка и предупредить возникновение вторичных нарушений. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.

Цель исследования: Выявить и изучить проблему предпосылок дисграфии у дошкольников старшего возраста. Разработать и систематизировать дидактический материал, направленный на предупреждение  дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить специальную литературу о современном состоянии предпосылок дисграфии у детей дошкольного возраста.

2. Применить  систему диагностических заданий Фотековой Т.А. для детей старшего дошкольного возраста с целью выявления предпосылок дисграфии.

3. Разработать методический комплекс дидактических пособий направленный на предупреждение возникновения специфических ошибок на письме у детей старшего дошкольного возраста (игры и упражнения для использования на занятиях воспитателями, рекомендации для родителей).

 В работе использованы следующие методы исследования:

- теоретические – изучение литературы по теме исследования;

- эмпирические – анализ педагогической литературы, качественный и количественный анализ результатов, статистическая обработка данных.

Исследовательская работа проводилась на базе МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции оздоровления всех воспитанников №111  «Серебряное копытце».

В I главе данной работы представлено теоретическое обоснование исследования проблемы дисграфии и ее предупреждения у детей старшего дошкольного возраста.

Во II главе представлен анализ методики Фотековой Т.А. по выявлению предпосылок дисграфии у детей, раскрывается возможность использования этой методики для детей старшего дошкольного возраста.

В III главе в ходе проведения практической исследовательской работы подтверждается возможность исполнения предложенных заданий и упражнений диагностической методики Т.А.Фотековой по выявлению предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста. А выбор оптимальной коррекционно-логопедической работы позволит предупредить дисграфию у детей еще до школы, то есть использовать максимально возможности сензитивного периода.

Практической значимостью данной работы является возможность использования конкретных приемов обследования нарушений речи, получение необходимых для анализа структуры речевых отклонений у детей и их всесторонняя оценка, что позволяет построить коррекционно-логопедическую работу, учитывая личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

 

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога.

Тема: «Путешествие в страну Рычалию».

Цели:

          1. Автоматизировать звук «Р» в слогах, словах и предложениях.

          2.Развивать речевое дыхание, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, связную речь.

           3.Обучать звуковому анализу и синтезу.

           4.Обогащать словарный запас.

           5.Закреплять лексические темы «Транспорт», «Продукты питания».

           6.Осваивать элементы релаксации.

Ход занятия:

 

I. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправляемся в увлекательное  путешествие в  страну Рычалию. Попасть в нее могут только те, кто правильно произносит звук «Р» и  отвечает на вопросы полным ответом. Старый ворон принес мне карту этой  таинственной  страны.  Давайте внимательно  посмотрим  на нее.

II. Беседа о букве «Р».

Логопед. А что похожа  страна Рычалия по  форме, какую букву  она нам напоминает?

Дети. Страна   Рычалия   похожа на букву Р.

Верно, ребята! Давайте вспомним  стихотворение  про букву  Р.

Дети

Букву Р пишу я так:

Представляю – это флаг.

Шест прямой, а полотно-

Справа  и кругло оно.

(Е.А. Тырнова)

III.      Логопед. Молодцы ребята!  А теперь в путь.  Какие виды транспорта вы знаете? Перечислите их.

Дети отвечают. Паровоз, электровоз, автомобиль, вертолет, самолет, воздушный шар и т. д.

Логопед. Определите  в названии каких видов транспорта есть звук «Р».

IV.Звуковой анализ слова.

Логопед. Давайте с вами  полетим  в страну Рычалию  на воздушных  шарах. Ну а для начала  сделаем звуковой анализ слова  ШАР и надуем шары. Дети надувают красные  шары.

Шары мы с вами надуваем,

В небо высоко взымаем!

(Е.А Тырнова)

Чтобы наши шары полетели  в страну Рычалию, надо написать на них букву Р. Дети  фломастерами пишут  на шариках букву Р.

V.Физ. минутка

  (выполнение движений с использованием  ИКТ под звуковое сопровождение в сочетании со слайд-шоу «Прозрачный,  красный шарик»).

Логопед. Ребята,  мы подлетаем к стране Рычалии. Посмотрите, что вы видите внизу?

VI. Закрепление умения составлять предложения.

1.      Игра «Расскажи, что ты увидел, пролетая на воздушном шаре? »

Дети берут  картинки  со звуком «Р» и  говорят  полным ответом, что они видят (парк, розы, корабль, дорога, забор,  ведро, муравейник, шатер).

2.      Игра  «Какие продукты питания можно съесть в стране  Рыалии?»

Логопед. Вот мы прилетели. Путь был долог и, конечно мы проголодались. Давайте подкрепимся, но в стране Рычалии  мы сможем съесть только те продукты, в названии которых есть звук «Р». Выберите  и расскажите, что  съели и какой это продукт. Придумайте как можно больше определений к нему.

Дети составляют предложения.

VII. Определение в слове  количества слогов,   местоположения звука «р» в слове.

            Логопед. Ребята мы не случайно  прилетели  в страну Рычалию. Ведь сегодня здесь праздник: сюда прибыло много гостей, в именах которых звука «Р» нет. Мы с  вами тоже гости. Давайте узнаем, есть ли в наших именах звук  «Р». Если есть, то определите, где он находится.

            С помощью дудочек  мы оповестим жителей страны Рычалии о своем прибытии. В них нужно подудеть  столько раз, сколько слогов в вашем имени.

            Дети  определяют, сколько слогов в х именах, и дудят в дудочки.

В стране Рычалии живут  разные жители, они любят играть, давайте поиграем с ними.

1. Автоматизация  звука «Р» в слогах.

Ра-ро-ру-ры-рэ

Ра-ра-ра –начинается игра!

Ру-ру-ру-прискакали кенгуру!

Ры-ры-ры прилетели комары!

Любят заниматься разными делами,  давайте посмотрим какими.

2.Автоматизация звука «Р» в предложениях.

Рома нарисовал картину.

У Раисы в огороде растут помидоры, огурцы,  и картофель.

Егор играет на домбре.

VIII.Игра «Карусель» (с использованием ИКТ)

            Логопед. Любимая забава жителей страны Рычалии - карусель.  Кататься на ней  могут  лишь они. Но сегодня праздник  и у карусели собралось много  гостей и местных жителей.  Они спорят,  кому можно  кататься, а кому нет.

Разрешите спор и посадите на карусель только тех животных, в названии которых есть звук «Р».

            Дети выбирают картинки  и прикладывают к карусели  только те,  в названии которых есть звук «Р».

Молодцы, ребята! Вы разрешили этот спор и справились с заданием. А теперь подумайте и назовите имена детей из вашей группы, которые смогли бы прокатиться на этой карусели. Составьте предложение про тех, кто катается на карусели, и составьте его схему.

IX. Автоматизация  звука «Р». Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие фразовой речи.

Игра «Поможем корове собрать цветик-семицветик»

            Логопед. Корова так закружилась на карусели, что уронила свой любимый цветик-семицветик, и у него разлетелись все лепестки.  Представьте, как она огорчится, когда заметит это? Сегодня в стране Рычалии праздник, а потому не время для грусти. Ребята, давайте  поможем корове и сделаем для нее новый цветик-семицветик. На каждом лепестке  должна быть картинка, в названии которой есть  звук «Р»  Выберите нужные картинки и приклейте.

Дети приклеивают картинки. Затем вместе проверяют выполненное задание.

Оказывается, что у коровы на волшебном цветке были не только картинки со звуком «Р», но и несколько   предложений, которые при падении стали «ошибочными». Давайте попробуем их восстановить.

X. Игра  « Исправь ошибку»

            Коробка с разноцветный  карандашами лежать на стол.

            Ракета летать высоко в космический пространство.

В жаркий пустыня можно увидеть песчаный барханы караваны верблюды и мираж.

XI.      Релаксация, развитие дыхания, воображения.

            Логопед. Ну вот, теперь все в порядке. Нам пора возвращаться, но пока мы гостили  наши   шары немного сдулись, давайте их подкачаем.

Психолог. Ребята   присаживайтесь на стульчики  приступим к делу.    

Дети присаживаются.

Психолог  включает спокойную  расслабляющую музыку и говорит: «Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди, чтобы пальцы сходились.

            Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот - это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем  больше шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика.

            Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе,  как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

            Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика.    

            Сделайте паузу, сосчитайте до пяти.

Снова вдохните и наполните легкие воздухом.

Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.

            Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь  энергией и хорошим настроением, и у нас получились такие замечательные шары на которых мы полетим домой.

            Дети представляют, что они возвращаются домой на воздушных шарах.

 XII.  Итог. Вспоминаем  куда летали, что видели, что делали, понравилось ли путешествие. Свой шарик каждый ребенок забирает с собой.

Занятие можно посмотреть по ссылке http://youtu.be/isdYhJTieaU
Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2019Сделать бесплатный сайт с uCoz